Рекламный баннер 990x90px ban-1
Курс: 84.38 99.33

Когда 18-летнего Валерия Михайловича Спиридонова призвали в армию, война подходили к концу

Когда 18-летнего Валерия Михайловича Спиридонова призвали в армию, война подходили к концу. На дворе стоял июнь 1944 года. Приближалась пора выпускных экзаменов в Алданском педагогическом училище, которое и заканчивал Валерий. Эти экзамены он так и не сдал. Диплом об окончании выдали уже тогда, когда Спиридонов на своем новеньком «Харлее Девидсоне» гонялся по степям Манчжурии за японскими солдатами.

Но это было позже. Уже после того, когда его и еще примерно полтора десятка молодых алданцев привезли на станцию Мальта под Иркутском, в учебный пулеметный полк. Не дав закончить и эту учебу, в июле 1944 гола Валерия Спиридонова направляют в Монголию, в распоряжение дислоцирующегося там корпуса. В Улан-Баторе Спиридонова определили телефонистом в 30-й отдельный мотострелковый полк. Так, осваивая азы искусства проведения связи, Валерий Михайлович Спиридонов и прослужил до начала августа 1945 года, когда его полк получил приказ передислоцироваться к границе с Манчжурией.

Границу перешли 9 августа. 30-й отдельный мотострелковый полк, оснащенный американскими мотоциклами «Xарлей - Девидсон» использовался в качестве подвижного разведотряда, призванного обнаруживать японские соединения. Мощные тяжелые американские мотоциклы, вооруженные пулеметами и минометами, видели в разных частях Манчжурии и Китая. Колесили они и по предгорьям и горам Хингана, за бои в котором отдельному мотострелковому было присвоено имя «Хинганский».

«В те дни мы практически не закреплялись для обороны, - вспоминает Валерий Михайлович, - все время куда-нибудь ехали. Обнаружив японцев, вступали в бой, уничтожали или рассеивали их отряд. Наши потери были небольшими».

Правда, только до тех пор, пока полк не подошел к городу Калган, превращенному японцами в укрепрайон. Здесь мотоциклисты «спешились» и начали готовиться к штурму, поджидая свежие части. «Свежими» их, правда, назвать можно было только условно, поскольку после Победы над фашистами на Дальний Восток были переброшены войска с Западного фронта. Конечно, был взят и Калган. И 30-й мотострелковый вновь продолжил свой рейд по внутренним областям оккупированных японцами районов Китая. Главным образом наших солдат беспокоила вражеская авиация.

Во время одного такого налета разбомбили единственный приданный полку санитарный автобус, вместе с ранеными, в котором погиб и врач. «Больше, - продолжает свой рассказ Валерий Михайлович, - до окончания боевых действий я даже фельдшера не видел. Тяжело раненых отправляли в Улан-Батор, легко раненые выздоравливали сами, оставаясь в полку». Как известно, японская кампания была недолгой. Уже в начале сентября 1945 года поступило сообщение о подписании японцами акта о капитуляции. Полк, в котором служил Спиридонов, тогда остановился прямо возле Великой Китайской стены. Именно отсюда он и возвращался в места постоянной дислокации, где вместо отдыха принял участие в новых боях. Китайские банды мародеров тогда буквально терроризировали местное население. И обязанность борьбы с ними была возложена на советские войска.

Так и наступил февраль 46-го, когда пришел приказ о демобилизации старослужащих. 20-летнего Спиридонова тогда в армии оставили, переведя год спустя в состав танкового соединения. Здесь он и прослужил до 1950 года – времени демобилизации.

Вернувшись в Алдан, младший сержант запаса Валерий Спиридонов пошел работать по профессии - учителем в школу.

Однако 6-летний армейский перерыв стал препятствием в работе. Два года спустя Валерий Михайлович принял решение расстаться со школой.Начиная с 1970 года, двадцать с лишним лет работал в Чульманском СМУ вплоть до ухода на заслуженный отдых.

Все эти годы Валерий Спиридонов совмещал свою деятельность с общественной работой, являлся членом объединённого совета ветеранов фронта, тыла и труда.

Низкий Вам поклон!!!
2612

Оставить сообщение: